В 2016 году компания «Фацер» отпраздновала 125-летие и продолжила предпринимать действия, направленные на повышение эффективности своей деятельности. По сравнению с предыдущим годом выручка от реализации и прибыль от реализации Группы увеличились. В течение года в организационную структуру компании были внесены два изменения: в рамках Хлебопекарного подразделения «Фацер» было создано направление Bakery Shop, и был открыт новый центр для посетителей - Fazer Experience. Повышенное внимание, которое компания «Фацер» уделяет собственному росту, проявилось в приобретении артизанской пекарни Keisari в Финляндии и мельницы Frebaco в Швеции. Кроме того, компания «Фацер» приобрела бренды печенья Domino, Jaffa и Fanipala. Стремление «Фацер» к повышению эффективности деятельности было воплощено в программах, запущенных в нескольких областях. Вопросы безопасности труда и укрепления культуры безопасности остались приоритетными направлениями в 2016 году.

Ситуация на рынках и общая экономическая обстановка

Общая экономическая ситуация на многих ключевых рынках «Фацер» была довольно слабой, но к концу года стали заметны положительные тенденции. Самое большое воздействие от иностранной валюты было связано с рублем, который в течение 2016 года укреплялся по отношению к евро, но в среднем его показатели были на 9% слабее, чем в предыдущем году, что повлияло на бизнес и финансовые показатели «Фацер» в 2016 году.

Хлебопекарное подразделение «Фацер» сосредоточилось на создании привлекательного ассортимента продукции и более эффективном использовании ресурсов. Хлебопекарное подразделение укрепило свое положение на рынке в Финляндии, России и Эстонии. В Финляндии особенно хорошо продавались хлеб с овощами и пончики. Показатели эффективности Shop-in-shop также остались высокими. Приобретение артизанской пекарни Leipomo Keisari (Pistrina Oy) в Финляндии в июне 2016 года усилило позиции «Фацер» в данном направлении на финском рынке. В Швеции негативное влияние на результаты коммерческой деятельности оказали жесткая конкуренция и реализация крупных проектов по преобразованию бизнеса. В России наблюдался стабильный рост продаж в местной валюте. Особенно следует отметить устойчивую эффективность в сегменте замороженных полуфабрикатов для выпечки.

Кондитерскому подразделению «Фацер» удалось не только сохранить, но и укрепить свои позиции на финском рынке, где наблюдается некоторый рост. Подразделение увеличило свою долю на рынке для всех ключевых клиентов в Финляндии, при этом исключительно высокие результаты показал сегмент шоколадных плиток. Кроме того, в 2016 году на финский рынок вернулись три популярных бренда печенья - Domino, Jaffa и Fanipala (прежде Fasupala), которые изначально выпускались компанией «Фацер». Благодаря этому приобретению компания «Фацер» заняла лидирующее положение на финском рынке производства печенья. В Швеции и России доли рынка немного сократились.

Для Fazer Food Services характерным явлением в 2016 году стал положительный рост выручки от реализации, связанный как с ростом объема продаж в сопоставимых величинах, так и с положительной динамикой изменения цен на ассортимент продукции. Рост продаж был особенно заметен в Дании, а вот в Ставангере, нефтяном регионе Норвегии, продажи упали. Fazer Food Services сфокусировало внимание на нескольких секторах в трех группах: «Бизнес», «Концессии» и «Общественное питание». В группе «Бизнес» компания «Фацер» была выбрана в качестве поставщика услуг питания в ресторанах и кафе многими новыми клиентами, в их числе: KLP - крупнейшая норвежская компания по страхованию жизни, Bestseller - международная компания розничной торговли в Дании и парламент Швеции. В группе «Концессии» компания продолжила развитие концепции All-Day Food Market («Рынок круглосуточного питания») для обслуживания людей с разными графиками работы и запустила в новый бренд сервиса — Tastory. В Стокгольме были открыты два ресторана Tastory, один из них — в бизнес-парке Kista. В группе «Общественное питание» продолжилась реализация стратегии роста Fazer Food Services. Важным шагом стало подписание контракта на поставку продуктов питания вооруженным силам Швеции. Финская компания Seniori Ateria, приобретенная в конце 2015 года, укрепила позиции «Фацер» на финском рынке питания для людей пожилого возраста.

Для Fazer Mills 2016 год был успешным во многих отношениях. Были сделаны крупные инвестиции, особенно в сегменте производства продукции на основе овса. Производительность овсяной мельницы в Лахти (Финляндия) увеличилась в два раза, а  благодаря приобретению мельницы Frebaco в Лидчёпинге (Швеция), — мощности увеличились выросли еще в два раза. Все это укрепило позиции «Фацер» в сегменте овсяной продукции и открыло компании путь на шведский рынок овса. Несмотря на снижение цен на зерно, выручка от реализации Fazer Mills выросла. Это произошло за счет увеличения объемов экспорта овса и специальных ингредиентов. В июне компания «Фацер» выпустила на рынок мюсли Fazer Alku. Таким образом «Фацер» укрепил позиции на рынке овса и поддержал популярность каш Fazer Alku в Финляндии.

В 2016 году в Финляндии вырос рынок услуг кафе — на нем появились новые игроки. Несмотря на ужесточение конкуренции, Fazer Cafés смогли увеличить объем продаж в сопоставимых величинах. Кроме того, были открыты две новых кафе Fazer Café: один в Вааса и один в новом центре для посетителей Fazer Experience в Вантаа.

Компания «Фацер» отметила 125-летие, открыв 17 сентября 2016 года новый центр для посетителей Fazer Experience в Вантаа (Финляндия).  Центр Fazer Experience принимает как индивидуальных туристов, так и группы. К услугам гостей — изысканная атмосфера, уникальный дизайн и захватывающая экспозиция. В центре для посетителей работают Fazer Café и магазин, предлагающий разнообразную продукцию «Фацер»: от шоколада и ржаного хлеба до уникальных дизайнерских изделий. В ноябре 2016 года центр Fazer Experience получил приз в номинации «Стальная конструкция года».

Финансовые результаты

По сравнению с предыдущим годом объем выручки от реализации «Фацер» вырос на 2% и достиг 1 603,5 млн евро (2015 год: 1 576,1). Из-за курсов иностранных валют выручка от реализации снизилась на 23,1 млн евро, а по сравнению с сопоставимыми валютными курсами выручка от реализации увеличилась на 3% по сравнению с прошлым годом. Благодаря приобретенным компаниям выручка от реализации выросла на 24,2 млн евро в 2016 году.

Самый устойчивый рост выручки от реализации наблюдался в Fazer Food Services в Дании. Рост продаж был также отмечен в Fazer Mills, Хлебопекарном и Кондитерском подразделениях в Финляндии, а также в пекарнях-кондитерских в Финляндии и Швеции.

Прибыль от реализации Группы составила 52,7 млн евро (44,3). В прибыль от реализации входит 0,6 млн евро (3,4) единовременных затрат на реструктуризацию и списания (в чистом выражении). Прибыль за финансовый период составила 29,4 млн евро (19,4). Рентабельность Хлебопекарного, Кондитерского подразделений, Fazer Food Services, Fazer Cafés и Fazer Mills по сравнению с предыдущим годом увеличилась.

Поток денежных средств и финансовое положение

Финансовое положение Группы остается прочным. Процентная чистая задолженность составила -17,6 млн евро (-17,3 млн евро), то есть в конце года у компании «Фацер» не было задолженности, и отношение заемного капитала к собственному капиталу оказалось отрицательным. Отношение собственного капитала к общей сумме активов Группы составил 57% (56%).

Движение денежных средств от операционной деятельности составило 120,9 млн евро (110,7), сумма валовых инвестиций достигла 104,6 млн евро (61,7). Наибольший объем инвестиций был направлен на приобретение мельницы Frebaco, пекарни Leipomo Keisari и торговых марок печенья, на строительство центра для посетителей и конференц-центра, а также на новое производственное оборудование и обновление существующего оборудования в Хлебопекарном и Кондитерском подразделениях.

Сотрудники

В конце года численность персонала Группы «Фацер» составила 14 876 сотрудников (14 709). Из них 143 (133) работают в головной компании, включая сотрудников Управляющей команды и Fazer Mills.

Качество, охрана труда, производственная безопасность и охрана окружающей среды

 «Фацер» продолжил работу по улучшению качества продуктов и услуг, охраны труда, производственной безопасности и защиты окружающей среды как при помощи внутренних программ, так и через сертификацию систем менеджмента сторонними организациями.

В сфере производственной безопасности приоритетными направлениями в 2016 году стали развитие культуры техники безопасности и совершенствование методов управления. Кроме того, был проведен первый опрос сотрудников, посвященный культуре техники безопасности. Дополнительно было уделено внимание усилению мер по обеспечению безопасности. Была запущена программа по безопасному обращению с оборудованием, которая поможет лучше выявлять и контролировать риски, связанные с машинами. Хлебопекарное и Кондитерское подразделения «Фацер» в Швеции прошли сертификацию по стандарту безопасности OHSAS 18001.

Чтобы поддержать работу по безопасности, Группа «Фацер» поставила бонусную цель в виде показателя частоты несчастных случаев, приводящих к временной потере трудоспособности. Цель не была достигнута, но количество несчастных случаев по сравнению с 2015 годом сократилось на 3%.

Большинство процессов «Фацер» сертифицировано по стандарту ISO 14001; продолжается работа над улучшением экологического менеджмента. Fazer Food Services в Швеции и хлебозавод в Эскильстуне прошли сертификацию по обновленному стандарту ISO 14001. Компания «Фацер» утвердила план предотвращения потерь материалов и план снижения количества отходов, определив ряд целей, направленных на предотвращение образования пищевых отходов, облегчение повторного использования материалов и поддержку экономики замкнутого цикла. В 2016 году во всех странах Евросоюза, где «Фацер» ведет деятельность, проводились мероприятия по энергоэффективности, организованные в соответствии с директивой ЕС по эффективности потребления энергии. В Финляндии Кондитерское и Хлебопекарное подразделения «Фацер» достигли национальных целей в области энергоэффективности, установленных в национальном Соглашении об энергопользовании, которое вступило в силу в 2009 году и действовало до 2016 года.

В сфере обеспечения качества продукции и продовольственной безопасности основным приоритетом стало укрепление систем продовольственной безопасности FSSC 22000 на предприятиях «Фацер». Все хлебозаводы «Фацер» в Финляндии, Швеции и России, все кондитерские фабрики «Фацер» и Fazer Mills в Швеции сертифицированы в соответствии с требованиями FSSC 22000. Аудит, проведенный внешней сертификационной организацией, показал хорошие результаты. Fazer Food Services в Швеции (основные производственные процессы, офисы и два ресторана) сертифицированы по ISO 9001, стандарту для систем управления качеством. Рестораны Fazer Food Services в Финляндии были сертифицированы ранее.

Корпоративная ответственность

В 2016 году компания «Фацер» успешно продолжила систематическую работу в области корпоративной ответственности. Основные достижения включают рост объема ответственно произведенного какао до 85%, формулировку принципов экологически устойчивого зернового хозяйства, запуск новых, полезных для здоровья хлебов в хлебопекарном бизнесе, увеличение доли овощей в блюдах Fazer Food Services, поддержание безупречной репутации «Фацер» в Финляндии, Швеции и России и меры по дальнейшему повышению производственной безопасности.

 Управление рисками

«Фацер» регулярно проводит оценку и анализ стратегических, операционных и финансовых рисков Группы в рамках своей политики управления рисками и принимает меры по их минимизациии. В 2016 году никакие значительные риски не реализовались.

Научные исследования и разработки

Результатом долгосрочной работы в области НИР стал выпуск Хлебопекарным подразделением «Фацер» в Финляндии первого в мире ржаного хлеба с пониженным содержанием FODMAP-углеводов. Он вошел в новый ассортимент хлебобулочных изделий, полезных для пищеварительной системы. Результаты клинических испытаний, подтвердивших положительное влияние такого ржаного хлеба на людей с чувствительным желудком, были опубликованы в одном из научных журналов. Международная заявка на патент, защищающая право на технологию, лежащую в основе изобретения, стала публичной. «Фацер» подал еще одну заявку на патент, имеющую отношение к этой технологии.

Продолжилось сотрудничество с университетами. В 2016 году в сотрудничестве с университетом Хельсинки, университетом Турку и университетом Аалто было подготовлено в общей сложности восемь магистерских диссертаций. Программа Brainhow, направленная на актуализацию связи между пищей и мозговой активностью, получила положительное решение о финансировании от агентства Tekes. Запуск программы состоялся и началось ее внедрение. НИР внесли значительный вклад в процесс создания снэков в Хлебопекарном и Кондитерском подразделениях «Фацер». Расходы на научно-исследовательскую работу составили 9,0 млн евро (10,5).

Изменения в структуре Группы

Изменения в структуре Группы описаны на странице 51 данного отчета.

Акции и акционерный капитал

В конце 2016 года материнская компания располагала 3 958 763 привилегированными акциями и 2 365 200 обычными акциями. При ежегодном получении дивидендов с распределяемой прибыли компании привилегированные акции дают преимущественное право, минимум 6% от номинальной стоимости акции, в отличие от обыкновенных акций. На годовом общем собрании акционеров каждая обыкновенная акция дает право на 10 голосов, а каждая привилегированная акция предоставляет право одного голоса. 

Управление компанией и аудит

На собрании акционеров 5 апреля 2016 года переизбраны следующие члены Совета директоров: Берндт Брунов (председатель), Андерс Дрейер (заместитель председателя), Клаус Кавен, Кетиль Эриксен, Ян Фацер, Лейф Хагелстам, Юхан Линдер и Юхани Мякинен. Новым членом Совета директоров была выбрана Сесилия Марлоу.

Компания PricewaterhouseCoopers выбрана в качестве аудитора, главный аудитор – дипломированный бухгалтер-эксперт Мартин Гранделл.

Перспективы на 2017 год

Ожидается, что экономическая ситуация на большинстве основных рынков, где ведет деятельность компания «Фацер», останется неопределенной, однако есть надежды на ее улучшение — об этом свидетельствуют некоторые положительные тенденции. По прогнозам, в 2017 году на рынке сохранится острая конкуренция.

В таких условиях «Фацер» продолжит реализацию своей стратегии, направленной на прибыльный рост. Будут исследованы возможности как естественного роста, так и приобретений, по существующим и новым категориям продукции, и перспективы развития как на внутреннем рынке, так и на избранных растущих рынках. Выручка от реализации «Фацер», как ожидается, будет умеренно расти в 2017 году с учетом развития ключевых национальных валют, не евро. Для усиления стратегии роста и интернационализации Группа «Фацер» создает новое направление бизнеса Fazer Lifestyle Foods. Основной составляющей нового направления станет финская компания – эксперт в сфере производства продуктов из овса - Bioferme Oy, приобретенная в марте 2017 года.

«Фацер» также планирует предпринимать дальнейшие меры по повышению эффективности с целью укрепления конкурентоспособности. В центре внимания всех компаний Группы останется оптимизация ассортимента продукции, направленного на соответствие запросам потребителей и требованиям к повышению прибыльности. Хлебопекарное подразделение «Фацер» в Швеции планирует приступить к реализации программы общей экономии расходов, цель которой — создание прибыльной и устойчивой в долгосрочной перспективе хлебопекарной компании.  Некоторые меры уже реализованы, другие планируются и обсуждаются с представителями персонала.

Решение правительства Финляндии об отмене акцизного сбора на кондитерские изделия в начале 2017 года приведет к восстановлению равенства участников рынка.

Предложение по распределению прибыли

Прибыль материнской компании, подлежащая распределению, составляет 639 662 914,67 евро, из которых 244 892 455,15 евро являются прибылью за отчетный период.

Совет директоров предлагает общему собранию акционеров распределить средства следующим образом:

- выплатить дивиденды 6,00 евро на акцию, в общей сумме

37 943 778,00 евро

- перенести прибыль на следующий период

601 719 136,67  евро

 

639 662 914,67 евро

Предлагаемые дивиденды не представляют никакого риска для финансового положения компании.

Fazer celebrated its 125th anniversary in 2016 and continued to improve its performance. The Group’s net sales and operating profit increased from previous year. During the year, two changes were made to the company’s operating structure: the Bakery Shop business unit was established within Fazer Bakery and the new Fazer Experience Visitor Centre started to operate. Fazer’s increased focus on growth was demonstrated by the acquisitions of the Keisari artisanal bakery in Finland and the Frebaco mill in Sweden. In addition, Fazer acquired the biscuit brands Domino, Jaffa and Fanipala. Fazer’s focus on operative efficiency improvement continued with initiatives in several fields. Work safety and the improvement of safety culture remained as an important theme also in 2016.

Markets and business environment

General economics were still quite weak in many of Fazer’s key markets, but there were also some positive signs towards the end of the year. The biggest foreign currency impact came from the rouble, which strengthened against the euro throughout 2016 but was still 9% weaker than previous year on average, affecting Fazer´s business and financial performance in 2016.

In 2016, Fazer Bakery focused on creating a winning product portfolio with increased resource efficiency. Fazer Bakery improved its market position in Finland, Russia and Estonia. In Finland, the new root vegetable bread and doughnuts sold particularly well. Likewise, the shop-in-shop business continued its good performance. Fazer strengthened its position in this Finnish artisanal bread category by acquiring the Leipomo Keisari (Pistrina Oy) artisanal bakery in June. In Sweden, the tough competitive situation coupled with major business transformation projects took its toll on business results. In Russia, the sales development in local currency was good, with bake-off in particular continuing its strong performance.

Fazer Confectionery was able to defend and improve its position in the slightly growing Finnish home market. Fazer Confectionery grew its market share with all key customers in Finland, with tablets performing exceptionally well. 2016 also saw the homecoming of three beloved biscuit brands – Domino, Jaffa and Fanipala (originally Fasupala), all originally launched by Fazer. With this acquisition, Fazer achieved a leading position in the Finnish biscuit market. In Sweden and Russia, the market share declined slightly.

For Fazer Food Services, the year 2016 was characterised by positive net sales development driven by both comparable sales improvement and positive portfolio net change. Sales development was strong especially in Denmark, while sales suffered in the oil-driven Stavanger region in Norway. Fazer Food Services continued to focus on specific sectors within three clusters – Business, Concession and Public. In the Business cluster, Fazer was chosen to provide restaurant and café services for many new clients, including the Swedish Parliament, Norway’s largest life insurance company KLP and the international retail company Bestseller in Denmark. In the Concession cluster, the company developed its “All-Day-Food Market” concept to serve the needs of working people with variable schedules, launching a new service brand called Tastory. Two Tastory restaurants were opened in Stockholm, one of them in Kista Business Park. Fazer Food Services continued to execute its growth strategy in the Public cluster. An important step in this was the confirmation of the contract for providing meals to the Swedish Armed Forces.  Also, the Finnish Seniori Ateria, acquired in the end of 2015, supports the growth in Public cluster.

For Fazer Mills, the year 2016 was a success in many ways. Major investments were made, especially in the oats production capacity by first starting the doubling of the capacity of the oat mill in Lahti, Finland, and then re-doubling the capacity with the acquisition of the Frebaco mill in Lidköping, Sweden. This expansion strengthens Fazer’s position in oats and has already opened the way into the Swedish oat market. Fazer Mills’ net sales grew despite declining grain prices, thanks to the increasing exports of oats and special ingredients. In June, Fazer launched the Fazer Alku Mueslis to continue the successful oats story and the success of the Fazer Alku porridges in Finland.

In 2016, the café market grew in Finland, with new players entering the market. Despite tightening competition, Fazer Cafés was able to increase comparable sales. Moreover, two new Fazer Café locations were opened, one in Vaasa and one in Fazer Experience Visitor Centre in Vantaa.

On 17 September 2016, Fazer celebrated its 125th birthday by opening its new visitor centre, Fazer Experience, in Vantaa, Finland.  Fazer Experience accommodates both individual visitors and groups, offering an exquisite experience with its unique design and fascinating exhibition. The visitor centre also includes a Fazer Café and a shop that offers Fazer products from chocolate and rye bread to unique design items. Fazer Experience was granted the Steel Construction of the year award in November 2016.

Financial results

Fazer’s net sales increased by 2% from previous year and reached 1,603.5 M€ (2015: 1,576.1). The weakened foreign exchange rates reduced the net sales by 23.1 M€ and, with comparable exchange rates, net sales increased by 3% from previous year. The acquired businesses increased 2016 net sales with 24.2 M€.

Growth in net sales was strongest in the food service operations in Denmark. Sales development was good also in the milling, bakery and confectionery operations in Finland as well as in the bakery shops in both Finland and Sweden.

The Group’s operating profit amounted to 52.7 M€ (44.3). Operating profit includes 0.6 M€ (3.4) one-time restructuring costs and write-offs (net). Profit for the financial period was 29.4 M€ (19.4). The profitability of Fazer Bakery, Fazer Confectionery, Fazer Food Services, Fazer Cafés and Fazer Mills improved from previous year.

Cash flow and financial position

The Group’s financial position remained strong. Interest-bearing net debt totalled -17.6 M€ (-17.3) ie Fazer was net debt free at the end of the year, resulting in a negative gearing ratio. The Group’s equity ratio improved to 57% (56%).

Cash flow from operating activities was 120.9 M€ (110.7) and gross investments amounted to 104.6 M€ (61.7). The most important investments include the acquisition of the Frebaco mill, the Leipomo Keisari and the biscuit trademarks as well as the new visitor and meeting centers together with investments in new production equipment and upgrades to existing machinery in the bakery and confectionery operations.

Personnel

At year-end, Fazer Group had 14,876 employees (14,709). Out of these, 143 (133) were employed by the parent company, which includes employees working in Group Management and Fazer Mills.

Quality, occupational health & safety and environment

Fazer continued to manage and improve quality, occupational health & safety and environmental responsibility both via internal programmes and through 3rd party certifications for its management systems.

Regarding occupational safety, the focus in 2016 was on developing the safety culture and leadership practices, and the first employee safety culture survey was completed. Additionally, focus was put on strengthening the safety procedures. A machine safety programme was launched to better identify and control machine-related risks. Fazer Confectionery and Fazer Bakery Sweden received OHSAS 18001 safety certifications.

To support the work in safety, Fazer continued to have a bonus target to reduce the lost-time accident frequency. This target was not met but the accident frequency was reduced by 3% from 2015.

Fazer has ISO 14001 certifications for most operations and continued to improve its environmental management. Fazer Food Services Sweden and the Eskilstuna bakery certified to new requirements in the updated ISO 14001. Fazer approved a Material Loss Plan and Waste Prevention Plan outlining a number of targets to prevent food waste, facilitate the re-use of materials and support circular economy. Energy mappings were carried out in all Fazer’s operating countries within the EU, in accordance with the EU energy efficiency directive. In Finland, Fazer Confectionery and Fazer Bakery reached their national energy efficiency targets defined in the national Energy Agreement, which came into force in 2009 and continued until 2016.

In product quality and food safety, focus was on strengthening the FSSC 22000 food safety systems at Fazer’s production sites. All Fazer’s bakeries in Finland, Sweden and Russia, all Fazer Confectionery’s production sites and Fazer Mills Sweden are now certified according to the FSSC 22000. The external certification body audit results were good. Fazer’s restaurants in Sweden are certified to the ISO 9001 quality management system standard, including the main processes, the office and two restaurant units. Fazer’s restaurants in Finland were certified already earlier.

Corporate responsibility

In 2016, Fazer continued its systematic work towards its corporate responsibility targets with positive progress. The highlights include raising the part of responsible cocoa to 85%; establishing sustainable grain farming principles and launching new healthy bread products in the bakery business; promoting an increase in the share of vegetables in the food service business’ restaurant offering; keeping Fazer’s reputation on an excellent level in Fazer’s main markets i.e. Finland, Sweden and Russia; and taking steps towards further improving occupational safety.

Risk management

Fazer regularly evaluates and analyses the Group's strategic, operative and financial risks within the framework of its risk management policy and takes actions to mitigate these risks. In 2016, no major risks were realised.

Research and development

As a result of long-term R&D work, Fazer Bakery launched the world’s first low-FODMAP rye bread in Finland as part of a new “belly-friendly” bread range. A clinical trial verifying the beneficial effect of this type of rye bread for people with sensitive stomachs was published in a scientific journal. Fazer’s international patent application that aims to protect the technology behind this invention became public. Fazer has also filed another related patent application.

Co-operation with universities continued. Altogether eight master-level thesis works were finalised during 2016 with the University of Helsinki, the University of Turku and the Aalto University. The Brainfood programme, which focuses on the connection between food and cognitive performance, got a positive funding decision from Tekes (the Finnish Funding Agency for Innovation). The programme was launched and its execution started. A considerable amount of R&D work was done to support the creation of snack products in Fazer Bakery and Fazer Confectionery. Research and development costs amounted to 9.0 M€ (10.5).

Changes in Group structure

The changes in Group structure are disclosed on page 51 in the Annual Review.

Shares and share capital

At the end of 2016, the parent company had 3,958,763 preference shares and 2,365,200 ordinary shares. Preference shares carry a preferential right of at least 6% of the share’s nominal amount, ahead of ordinary shares, for the annual dividend from the company’s distributable profit. At the Annual Shareholders’ Meeting, each ordinary share is entitled to ten votes and each preference share carries one vote. 

Administration and auditors

At the Shareholders’ Meeting on 5 April 2016, the following Board members were re-elected: Berndt Brunow (Chairman), Anders Dreijer (Vice Chairman), Klaus Cawén, Ketil Eriksen, Jan Fazer, Leif Hagelstam, Johan Linder and Juhani Mäkinen. Cecilia Marlow was elected as new Board member.

Chartered Accountants PricewaterhouseCoopers were chosen as auditors, with Chartered Accountant Martin Grandell as auditor-in-charge.

Outlook for 2017

The economic situation in most of Fazer’s main markets is expected to remain quite weak but with increasing positive signs strengthening the hope for improvement. The competitive environment is expected to continue challenging in 2017.

In this business environment, Fazer will focus on creating profitable growth. Both organic and inorganic growth paths will be explored, within the current and new product categories, and both in the home markets and selected growth markets. Fazer’s net sales are expected to grow in 2017, subject to the development of key non-euro denominated currencies. To enhance its growth and internationalisation strategy, Fazer Group will establish a new business area, Fazer Lifestyle Foods. A fundamental part of the new business area is the acquisition of the Finnish Bioferme Oy in March 2017, an expert in fermented oat products.

Fazer will also continue to work on strengthening the company’s competitiveness and improving efficiencies. All the businesses will work to optimise their product portfolios to meet customer and consumer demands and expectations while improving profitability. Fazer Bakery Sweden will introduce an overall cost savings programme aiming at a strong and profitable bakery company in the long term: part of the actions are being already implemented, others are planned and in discussion with personnel representatives.

In Finland, the government’s decision to withdraw the excise duty on confectionery products in the beginning of 2017 is a positive change and is expected to restore equality in the market.

Proposal for distribution of profit

The parent company’s distributable funds amount to 639,662,914.67 euros of which 244,892,455.15 euros represents profit for the financial year.

The Board of Directors proposes to the Shareholders’ Meeting that distributable funds should be appropriated as follows:

- to pay a dividend of 6.00 euros per share, i.e. a total of           37,943,778.00 €

- to leave in profit brought forward                                             601,719,136.67 €

                                                                                                    639,662,914.67 €

 

The proposed dividend does not pose any risk to the company's financial standing.